Правила перевозки газовых баллонов легковым транспортом в 2021 году: допустимые объёмы перевозки, свод международных правил ДОПОГ и отечественный ПОГАТ, зона ответственности водителей
г. Москва, Ленинский пр-кт д.71/91
8-901-572-77-70   +7 (499) 272-41-24
Дата публикации:

Правила перевозки газовых баллонов легковым транспортом в 2021 году: допустимые объёмы перевозки, свод международных правил ДОПОГ и отечественный ПОГАТ, зона ответственности водителей

43b9f198

Содержание статьиВ связи с повышенной опасностью груза перевозка газовых баллонов вызывает массу вопросов: «Допустима ли транспортировка баллонов в легковом автомобиле?

Можно ли провозить баллоны с разными газами в одной машине? Какой объём можно перевозить в обычной машине?»Итак, груз, который перевозится на одной единице транспорта, и имеющий общий объём до 50 л (включительно), не считается опасным.

Кроме того, специальное указание МВД, а именно департамента по безопасному движению, регламентирует количественный показатель допустимого количества газовых баллонов при перевозке обычным автотранспортом:

  1. сжатый газ кислород и (или) аргон – не более 20 единиц баллонов;
  2. растворённый ацетилен и (или) пропан – не более 6 единиц баллонов.

Согласно принятым нормам безопасности, можно провозить окисляющие, невоспламеняющиеся и неядовитые газы одновременно в одном транспорте при определённых соотношениях.Также важны условия перевозки: наличие исправной тары, груз должен быть размещён только в багажнике и закреплён должным образом, баллоны должны быть изолированы друг от друга, выдержан определённый температурный режим.Перевозка кислородных баллонов, а также других видов сжиженных и сжатых газов, регулируется следующими правовыми актами и законами:

  1. КОАП, статья 12.21.2, которая предусматривает штрафные санкции за нарушение правил перевозки опасных грузов.
  2. международное соглашение ДОПОГ, созданное по инициативе ООН, о перевозке опасных грузов на территории европейских стран.

    Оно принято к использованию более полувека назад и применяется на территории 51-ой страны, подписавшей соглашение. В числе стран-участниц состоит и Россия;

  3. Постановление Правительства РФ № 272, подписанное 15 апреля 2011 года, которое регламентирует правила перевозки опасных грузов;
  4. действующими правилами дорожного движения (ПДД).

    Статья 23.4 устанавливает единый порядок перевозки опасных грузов, статья 2.1.

    определяет наличие необходимых документов для их транспортировки, а статья 3.4.

    регулирует необходимость применения проблескового маячка оранжевого цвета при перевозке опасных веществ;

  5. специальным Указанием и Разъяснением МВД Департамента по обеспечения безопасного движения № 13/2-121, которое было подписано 26 июля 2006 года. Этот документ разъясняет применение отдельных правил и положений в отношении перевозки баллонного газа и других опасных веществ;
  6. Приказ Министерства Транспорта РФ № 73, изданный 08.08.1995 года с изменениями от 1999 года, который является аналогом европейского ДОПОГ.

    В нашей стране свод правил называют ПОГАТ.

    При этом две системы значительно отличаются друг от друга в области маркировки автотранспортных средств, которые перевозят опасные грузы и перечня документов, которые должны находиться на нём;

  7. ГОСТ 19433-88 о классификации и маркировке опасных грузов, введённый в действие еще в 1990 году.

    Неоднократно изменялся в течение последних 20 лет;

Баллонный газ при транспортировке может быть источником повышенной опасности не только для водителя и его личного транспорта, но и для окружающих его участников дорожного движения, зданий и сооружений. Поэтому перевозка газового баллона в легковом автомобиле должна быть организована с максимальными мерами безопасности.

Существует ряд правил, выполнение которых может обезопасить процедуру перевозки и снизить риски до минимального размера. При этом нужно знать о допустимых лимитах грузов, их объёмах, а также следует владеть информацией о требованиях к водителю-перевозчику опасного баллонного газа.Безопасность в контексте перевозки баллонного газа – это способность осуществить успешную транспортировку при массе разрушающих факторов (движение, удары, нарушение температурного режима и другое). Чтобы выполнить задуманное, нужно придерживаться следующих правил:

  • Способ укладки баллонов – горизонтально (или лёжа). Используются специальные изолирующие и крепёжные приспособления, цель которых защитить тару с газом от ударов и падения. В качестве крепления могут служить деревянные бруски, тросы, резиновые кольца и другие подручные средства.
  • Перед транспортировкой опасного груза нужно проанализировать допустимую грузоподъемность автотранспорта, дорожное покрытие и общий уровень безопасности мероприятия. Нередко самым безопасным решением будет разделить транспортировку на несколько поездок, несмотря на дополнительные транспортные расходы.
  • Во время погрузки двигатель авто должен быть выключен.
  • Следить за исправностью сосудов и их конструкционных деталей. После заправки баллона нужно убедиться в том, что он герметично закрыт и исключены протечки. Для максимального уровня безопасности рекомендуется использовать защитные колпаки на вентили.
  • Перевозка газобаллонов осуществляется только в багажнике, не более три штуки в ряд. Вентиля должны быть направлены в салон, но сама транспортировка баллонного газа в салоне категорически запрещена.
  • Не оставлять автотранспорт с грузом без присмотра, а также рядом с открытым огнём.
  • Допустимый уровень наполненности ёмкостей не должен быть превышен. Помните, что в жаркую летнюю погоду газы расширяются. Поэтому не рекомендуется наполнять баллоны дополна. Лучше не долить несколько литров в тару.
  • Запрещено курить в салоне автомобиля, который перевозит газобаллоны, а также рядом с ним.
  • Погрузку и выгрузку тары с газом нужно осуществлять максимально осторожно. Нельзя допускать ударов баллонов друг об друга.
  • Соблюдать скоростной режим. Не допускать резкого торможения.

Если планируется перевозка заполненных газовых баллонов с помощью обычного легкового транспорта, то все вышеуказанные советы должны быть выполнены в полном объёме.

Заранее перед опасной поездкой нужно подготовить автомобиль для перевозки газовых баллонов: оборудовать багажник машины мини-клетью или другим безопасным приспособлением изоляции и защиты каждого баллона.

В автомобиле должно быть два исправных огнетушителя (объёмом не менее 5 литров каждый), два противооткатных устройства и наличие опознавательного знака. Тара должна иметь маркировку по классу опасности.Согласно действующим нормам дорожной безопасности, перевозимый газовый баллон до 50 л объёма не считается опасным грузом. Также в своде правил по транспортировке баллонного газа указано, что на необорудованном транспорте (то есть на обычном частном автомобиле) можно перевозить:

  1. до 20 (включительно) единиц со сжатым газом кислорода и (или) аргона объёмом до 50 литров (включительно).
  2. от 1 до 6 (включительно) единиц сосудов с растворённым газом пропаном и (или) ацетиленом объёмом до 50 литров (включительно);

По закону суммарный объём провозимых легковоспламеняющихся газов (пропан, ацителен) на одном автотранспорте составляет 333 литра, а негорючих, нетоксичных и окисляющих газов (азот, гелий, аргон, кислород) – не более 1 000 литров.Чтобы водитель мог самостоятельно определять лимит безопасно транспортируемого груза в баллонах другого литража, нужно воспользоваться формулой:допустимое количество сосудов с газом*50 литров/объём сосудов.Например, водитель хочет провести с помощью своего автомобиля без прицепа с грузоподъемностью до 1 000 кг 65 сосудов с кислородом, при этом объём баллона составляет 27 литров.

Суммарное количество груза составляет – 1 755 литров.

Однако на основе формулы можно высчитать, что за одну поездку он может провести только 999 л или 37 единиц баллонов.Расчёт: 20 шт*50 литров/27 литров = 37 баллонов по 27 литров.С учётом грузоподъёмности автотранспорта водитель должен сделать два рейса. Целесообразно разделить груз пополам по 877 кг.Если говорить исключительно о перевозке баллонного газа на частных автомобилях для личного бытового использования, то возможна их транспортировка без учёта свода международных правил ДОПОГ. Пункт правил № 1.1.3.2. допускает перевозку легковоспламеняющихся грузов, перевозимых в ёмкостях многоразового использования, без ДОПОГ при соблюдении следующих условий:

  1. допустимое количество 60 литров или 240 литров на одну единицу транспорта.
  2. соблюдены меры предотвращения утечки;
  3. цель использования груза: розничная продажа или личное потребление (быт, досуг, спорт);
  4. транспортировку осуществляет частное лицо;

Если грузоперевозкой баллонов занимается частное лицо для своих личных нужд, то требования к водителю заключаются в следующем:

  • Наличие документов на автомобиль, включая действующую диагностическую карту и талон СТС.
  • Наличие действующего водительского удостоверения с соответствующей категорией.
  • Знание эксплуатационных и технических характеристик своего автомобиля.
  • Знание норм безопасного движения, действующих в Российской Федерации.
  • Знание свойств транспортируемых грузов, которых можно отнести к опасным веществам, и их применение при погрузке, транспортировке и разгрузке груза.
  • Знание методик оказания первой медицинской помощи в случае ДТП, в том числе с участием автомобилей с опасными грузами.

В том случае если вести речь о профессиональных водителях, которые специализируются на регулярных перевозках опасных грузов, то требования к ним дополняются следующими пунктами:

  1. наличие действующего свидетельства ДОПОГ, которое говорит о том, что водитель прошёл специальную подготовку и сдал экзамены на профессиональную пригодность.

    Документ имеет срок действия 5 лет;

  2. наличие путевого листа с отметками;
  3. наличие накладных документов на товар соответствующего образца;
  4. аварийной и лицензионной карточки установленного образца;
  5. прохождение регулярного предрейсового осмотра, что должно быть отражено в документах.

Когда речь идёт о перевозке баллонного газа в коммерческих целях, то транспортировкой может заниматься только водитель, прошедший специальный курс ДОПОГ. При этом автотранспортное средство должно быть специально оборудовано для перевозки опасных грузов:

  1. иметь специальные надписи, маркировку, знаки и таблички, оповещающие окружающих о наличии опасных грузов на борту. Знаки располагают спереди (на правой стороне переднего бампера) и сзади (на стенке кузова). Таблички не должны выступать за габариты автотранспортного средства, не мешать оптике и закрывать государственные номера;
  2. иметь предохранительные спецсредства (колпаки для вентилей);
  3. для горизонтальной перевозки иметь специальное оборудование в виде гнёзд из дерева с обивкой из войлока, резины, другого мягкого материала или специальную клеть;
  4. для вертикальной перевозки иметь специальное оборудование из резиновых или верёвочных колец (по 2 на каждый баллон) с диаметром не менее 2,5 см с ограждениями или специально оборудованную клеть.

Каждый из газов, которые транспортируются в баллонной таре, имеет свои химические и физические свойства.

В зависимости от них определяются способы погрузки/разгрузки:

  1. ручное кантование.
  2. перевозка на специальной телеге на резиновом ходу;
  3. переноска на носилках с хомутами;

Также физические и химические свойства газов определяют способ транспортировки (вертикально, горизонтально) и способы хранения.Опасность чистого пропана и технической смеси пропана и бутана в том, что они не имеют цвета и запаха. Поэтому в баллоны для улавливания протечек добавляют одорант с резким запахом.

Транспортировка пропановых смесей осуществляется в баллонах из стали с обеспечением давления 16 атмосфер. Пропановые, ацетиленовые и другие сжиженные газы в баллонах нельзя перетаскивать волоком, перекатывать по земле, носить на плечах, подносить или подавать вентилем вниз.

Транспортировку на близкие расстояния и погрузку/разгрузку лучше всего осуществлять на тележках на резиновом ходу.

Работать нужно в коллективе из двух человек, каждый из которых должен работать в чистых (непромасленных) рукавицах. Необходимо использовать заглушки и защитные колпаки на вентиля.

Также нужно следить за состоянием баллона: нельзя допускать образования ржавчины и окислов. Максимальная температура нагревания корпуса баллона с пропаном + 45 градусов по шкале Цельсия.

Максимальное допустимое количество перевозимого пропана (на одном автотранспорте за один рейс) 15 баллона по 50 литров, ацетилена — 18 баллонов по 40 литров каждый.Транспортировка на близкие расстояния, а также погрузка и разгрузка гелиевых баллонов осуществляются кантованием на башмаке в наклонном положении или перекатыванием. Продолжительная перевозка на дальние расстояния возможна как в горизонтальном, так и в вертикальном положении с учётом требований безопасности:

  1. нужно избегать нагревания баллонов прямыми лучами солнца и от открытого огня. Максимально допустимая температура поверхности баллона с гелием + 60 градусов по шкале Цельсия;
  2. тара по 10 л может располагаться лежа;
  3. нужно избегать падения и опрокидывание баллонов: их нельзя устанавливать на площадках с наклоном,
  4. максимально допустимое количество перевозимого гелия (на одном автотранспорте за один рейс) 24 баллона по 40 литров.
  5. тару по 40 л нужно располагать в тупиках, углах, а также закреплять конструкцию при транспортировке;
  6. тара должна быть исправна;

Ввиду технологических особенностей азота, для перевозки и хранения жидкого азота используется сосуд Дьюара: конструкция из двух колб, изготовленных из алюминия или стали.Преимущественно азот транспортируется в горизонтальном положении. Если процесс осуществляется автотранспортом на рессорах, то допустимо максимум 3 ряда баллонов.

Если азотистые газы перевозятся на специальных автокарах, то допустимый максимум рядов – 1 ряд. Требуется надёжная скрепка конструкции по перевозке. Реже азот перевозят в вертикальном положении. Для этого используются клети с ограждением. При транспортировке в закрытом кузове, контейнере необходимо наличие вентиляции.Перевозка газа азота в баллонах в больших количествах (свыше 3 000 литров) осуществляется на автотранспорте в полном соответствии с правилами ДОПОГ.

При транспортировке в закрытом кузове, контейнере необходимо наличие вентиляции.Перевозка газа азота в баллонах в больших количествах (свыше 3 000 литров) осуществляется на автотранспорте в полном соответствии с правилами ДОПОГ. При этом маршрут должен быть согласован в управлении автодорожного надзора, необходимо разрешение Минтранса.

Максимально допустимое количество перевозимого азота (на одном автотранспорте за один рейс) 24 баллона по 40 литров.Правила перевозки кислородных баллонов подразумевают стандартные правила безопасности транспортировки баллонных газов. Дополнительно нужно соблюдать температурный режим: в жаркие летние месяцы защищать тару с кислородом от прямых солнечных лучей брезентом или специальной плёнкой.

Рекомендуемый температурный режим внутри баллона не более + 20 градусов по шкале Цельсия, а внутреннее давление не должно превышать 2 бар. В обязательном порядке вентиля должны быть зафиксированы специальными колпаками.

Запрещено грузить кислородные баллоны в автотранспорт со следами капающего масла и топлива, а также в замасленной одежде и рукавицах. Скоростной режим движения транспорта с кислородом — не более 60 км/час, а при плохой погоде и видимости скорость необходимо снижать.Указанием МВД № 13/2-121, а именно приложением № 2 определено безопасное соотношение совместно провозимых газов:

  1. также допускает погрузка и разгрузка ацетиленового и кислородного баллона на специальной телеге на резиновом ходу.
  2. пропан или ацителен совместно с кислородом или аргоном в допустимом соотношении 1:17, 2:14, 4:8, 5:5 или 6:2;

Если осуществляется транспортировка опасных грузов водителем без подготовки и соответствующего свидетельства и других обязательных документов сопровождения, без надлежащей маркировки и знаков, то виновных лиц ожидает:

  1. штраф от 15 до 20 тысяч рублей (для ответственного лица за перевозку груза);
  2. штраф от 400 до ½ млн.

    рублей (для юридических лиц).

  3. штраф от 2 до 2,5 тысяч рублей или лишение ВУ на срок от 4 до 6 месяцев (для водителя);

Во всех остальных случаях совершения ненадлежащего порядка провоза баллонного газа применяются следующие денежные санкции:

  1. штраф от 150 до 250 тысяч рублей (для юридических лиц).
  2. штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей (для водителей, в том числе частных лиц);
  3. штраф от 5 до 10 тысяч рублей (для должностных лиц);

Основаниями для вышеуказанных санкций является действующий Кодекс КОАП, статья 12.21.2.Перевозка кислородных баллонов автотранспортом, правила которой оговорены на государственном уровне, достаточно серьёзное и опасное мероприятие.

Даже если идёт речь о перевозке всего одного газового баллона на легковом автотранспорте, к этому процессу нужно подойти с максимальной осторожностью. Нужно расположить баллон в багажнике, зафиксировать его положение, не допускать падения, ударов и опрокидываний. Не допускаются манёвры, приводящие к резкому торможению. Не допускаются манёвры, приводящие к резкому торможению.

Помните, что залог успешной транспортировки баллонного газа исключительно в соблюдении общих норм безопасности.

В 1999 году закончила с отличием Волгоградский институт экономики, социологии и права по специальности экономист. С 2007 года и по настоящее время работаю в сфере недвижимости, в качестве индивидуального предпринимателя. Занимаюсь юридическими вопросами купли-продажи, дарения и наследства объектов жилого и нежилого фонда.

Также в мои обязанности входит составление договоров и консультирование клиентов. Активный автолюбитель. Водительские права категории «В». Писать статьи люблю со времен студенчества, нахожу это интересным и познавательным.

Буду рада, если мои статьи окажутся полезными и помогут читателям разобраться в интересующих их вопросах.Пожалуйста, оцените статью!